alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
8 апреля
2016
17:39
12

Без опознавательных знаков

«Органы местного самоуправления Московской области давно и успешно борются с предпринимателями, демонтируя и устанавливая все новые и новые правила размещения вывесок на фасадах зданий», - сетуют подмосковные бизнесмены, направляя многочисленные обращения в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области. На сегодняшний день к бизнес-омбудсмену поступило порядка 20 жалоб по данной тематике, и эта цифра продолжает расти.

В связи с обострившейся ситуацией, 25 марта в Московской областной Думе состоялось заседание рабочей группы Экспертного совета при Уполномоченном, посвященное проблемам размещения и эксплуатации рекламных и информационных конструкций на территории Подмосковья.

В ходе обсуждения вопроса было выявлено множество проблем, существующих на сегодняшний день в данной отрасли.

Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области вне рамок полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принимаются нормативные правовые акты и осуществляются действия по выдаче разрешений на размещение вывесок и указателей не содержащих информации рекламного характера, выдача предписаний на демонтаж указанных вывесок и указателей, а также осуществляются самоуправные (без решения суда) действия по демонтажу указанных изделий, сопряженные с их порчей либо уничтожением.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрено полномочий органов местного самоуправления по выдаче разрешений на установку (размещение) информационных конструкций.

Органы местного самоуправления в обоснование своих действий ссылаются на нормы Закона Московской области от 30.12.2014 №191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области».

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 указанного Федерального закона.

Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо норм, обязывающих предпринимателя, либо владельца имущества, к которому присоединяется информационная конструкция, получать разрешение на ее размещение.

Акты высших судов Российской Федерации расширяют понятие «вывеска», данное в статье 9 Федерального закона № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», относя к нему также информацию, распространяемую в силу обычаев делового оборота.

Так, в соответствии с пунктом 1 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статьей 18 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьями 9, 10 Закона «О защите прав потребителей», пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях», статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», статьей 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Таким образом, распространение информации, являющееся обязательным в силу закона или обычаев делового оборота не может быть сопряжено с получением какого-либо разрешения.

Органы местного самоуправления не вправе осуществлять полномочия, прямо не указанные в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Осуществление демонтажа и уничтожение имущества может осуществляться только по решению суда.

Проведя опрос среди региональных предпринимателей, картина получилась плачевная. В каждом из 68 муниципалитетов, где был проведен опрос и проанализированы действующие нормативно-правовые акты, со стороны органов местного самоуправления выявлены нарушения.

Органами местного самоуправления помимо неправомерного истребования разрешений на установку и эксплуатацию вывесок и указателей, выдаются предписания на демонтаж указанных конструкций.

Также органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов привлекаются коммерческие организации, которые, руководствуясь предписаниями указанных органов, осуществляют во внесудебном порядке демонтаж вывесок и указателей, не содержащих сведений рекламного характера.

В ряде случаев в результате демонтажа указанные конструкции получают существенные повреждения, делающие их дальнейшую эксплуатацию невозможной, либо уничтожаются.

В иных случаях, вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, изымаются лицами, осуществляющими демонтаж.

При этом органы местного самоуправления привлекают к обеспечению порядка при проведении демонтажей указанных конструкций сотрудников Министерства внутренних дел, фактически вовлекая их в пособничество при осуществлении самоуправных действий.

Имеющиеся сведения указывают на то, что в отдельных случаях предприниматели подвергаются наложению административных штрафов сотрудниками Государственного административно-технического надзора Московской области за отсутствие разрешений на распространение информации.

В отсутствие у каких-либо органов местного самоуправления полномочий на выдачу подобных разрешений, указанное привлечение к административной ответственности является неправомерным.

Из обращения предпринимателя г.о. Химки:

Администрация Химок уже давно и успешно борется с предпринимателями в городе. Сейчас новая забава. Год назад заставили всех предпринимателей получить разрешение на вывески и демонтировали у всех, кто противился этому. За бесплатную процедуру по регистрации вывески приходилось платить в АПУ Химки за разработку концепций от 13 000 рублей и согласование дизайн-проекта - от 4 000 рублей. Многим предпринимателями пришлось еще и переделывать вывески за свой счет. Качество проведенной работы можно наблюдать на Новокуркинском шоссе, где бордовые буквы на грязно-сером фоне портят и без того не лучшие образцы современной архитектуры. С такими невзрачными вывесками, но очень нравящимися местным властям, приходится выживать предпринимателям. 

Но этого показалось мало. И снова в этом году решили повторить этот «бесчеловечный «эксперимент», сославшись на новейшее постановление архитектуры Московской области. Сказали, что все предыдущие выданные разрешения вдруг стали недействительны. И предприниматели снова должны придумать новую вывеску, согласовать и переделать за свой счет. Примерная стоимость подобной вывески - 100000-150000 рублей. Для обычного предпринимателя это прибыль за несколько месяцев. Или зарплата одного сотрудника за шесть месяцев при средней по Химкам 25 000 рублей.

Администрация бойко отчитывается за сотни демонтированных конструкций, но это деньги предпринимателей, многие из которых взяли кредиты, отсутствие вывески не позволит им платить аренду и зарплату сотрудникам. С таким отношением чиновников многие ли захотят заниматься бизнесом?

Из коллективного обращения предпринимателей Сергиево-Посадского района:

В соответствии с разделом 1 п. 10 Правил торговли (утв. Постановлением Правительства РФ №55 от 19 января 1998 года) продавец обязан довести до покупателя свое фирменное название путем размещения указанной информации на вывеске организации.

25 февраля 2016 года неизвестные лица со ссылкой на указание руководства администрации г.п. Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области демонтировали вывески с наших магазинов, не предъявляя при этом каких-либо документов (предписаний, решений суда, постановлений компетентных органов). Все указанные действия фиксировались нами на видеокамеру.

29 февраля 2016 года начальник отдела потребительского рынка и услуг г.п. Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Борисова А.В. провела с нами встречу, на которой потребовала от нас отказаться от аренды помещений, закрытия нами магазинов, прекращения бизнеса, угрожала нам применением различных мер административного давления, начиная от всевозможных проверок и заканчивая возведением забора перед нашими магазинами. Угрозы Борисовой А.В. также фиксировались нами на звукозаписывающую аппаратуру.

Обращение к руководству г.п. Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области не привело к должным результатам – в наш адрес продолжают поступать угрозы о препятствовании нашему бизнесу.

В настоящее время подготовлен запрос в прокуратуру Московской области с просьбой провести проверку правовых актов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области на предмет соответствия Федеральному законодательству. В случае выявления фактов нарушения Федерального законодательства принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

Ситуация остается на контроле Уполномоченного.

«Конечно, в городах нужно наводить порядок: в последнее время вывесок стало действительно очень много. Тем не менее процесс размещения и демонтажа рекламных конструкций необходимо перевести в правовую плоскость. У органов местного самоуправления есть право устанавливать требования на содержание фасадов. Чтобы не возникало недопонимания по поводу того, что является рекламой, а что – нет, эти требования должны быть сформулированы четко и понятно», - считает Владимир Головнев.